tasmania_gal: (Default)
[personal profile] tasmania_gal
Когда мне было восемь лет
Я пошла смотреть балет.

Когда мне было в разы больше, я защитила диплом на тему «Адаптация к инокультурному окружению». Боги решили посмеяться, и сейчас я отрабатываю диплом на практике.

Оказалось, что то, чему учили меня корифеи с социальной кафедры факультета психологии МГУ, можно не только отправить в долгий ящик. Можно было вообще не тратить на учебу время. Ибо смысл всего сейчас со мной происходящего в следующем. Будете адаптироваться, приспосабливаться, ломать себя, отказываться от любимых дел и привычек, входить в положение другого - свихнетесь. А до этого всех окружающих возненавидите, местные обычаи начнете презирать, а активных носителей культуры, той, которая ино, будете легким матерком – или извозчичьем матюгаловом – гнать от себя подальше лишь возникнут они на горизонте. Пара месяцев такой жизни – и можно отправляться за помощью к коллегам моих корифеев – на кафедру психологического консультирования и психокоррекции.

На момент моей учебы достопочтенные преподаватели были заняты тем, что разрабатывали основной инструмент адаптации. Межкультурный ассимилятор. Он представлял собой довольно длинный опросник, к каждому вопросу которого предлагалось несколько вариантов ответа. В основе опросника лежал постулат, что если человек понимает, почему инокультурный субъект ведет себя так, а не иначе, ему будет проще к инокультурному окружению приспособиться. Т.е. вторым, негласным, постулатом была необходимость именно приспособления, впрочем чего ожидать от представителей социальной науки, сформировавшихся в советское время.

Вот пример такого ассимилятора. Две недели назад вашими соседями стала многочисленная мусульманская семья из южного региона России. Старший сын в семье, Азиз, учится с вашей дочкой в одном классе. Вчера вы пошли гулять с собакой, и ехали вместе с Азизом в лифте. Собачку держали на руках. Вы старались дружески поддержать разговор, спросить, как дела в школе, но Азиз отворачивался и отстранялся. Как только лифт остановился, он быстро вышел, не сказав не слова. Почему?
- Азизу неприятны вы и ваши расспросы о его жизни.
- У Азиза аллергия на собак.
- Азиз мусульманин, у мусульман собака считается нечистым животным, и он старался держаться от нее подальше.

Возникает вопрос. И даже не один. Во-первых, кто к чьему инокультурному окружению должен приспосабливаться. На этот вопрос психологи отвечали двусторонним межкультурным ассимилятором, т.е. один вариант для вас, другой – для Азиза и его родственников. Во-вторых, из подобного текста ассимилятора следует, что после этой ситуации вас почему-то должно мучить чувство вины, и, вместо с того, чтобы спокойно погулять с собачкой, вы изъедите себе душу, пытаясь понять, что же вы сделали не так и как это исправить.

А если вам все спокойно. Не захотел разговаривать, и ладно. Собачка моя ему противна, говорите. Так зачем он в лифт полез. Прошелся бы пешочком по лестнице. Ах, не успел проработать свое поведение по вашему межкультурному ассимилятору? Могу лишь сказать, что мою ежедневную прогулку с собачкой никто не отменял. Кроме того, мне надоела их привычка оставлять обувь в холле, я, к своей квартире чтобы подойти, вынуждена как между мин лавировать. Но с этим я сама разберусь, помощь психолога, спасибо, не понадобится.

Что вы такое говорите, возмутятся преподаватели. Вы же люди. Человеки. Должны заботиться друг о друге. Входить в ситуацию. Помогать, чем можете. Согласна. Такое возможно, если оба объекта заботы чувствуют себя спокойно и счастливо. А для этого они прежде всего должны позаботиться о самих себе. Тогда и забота со стороны не понадобится. Психологи такой вариант не рассматривают.

Чтобы адаптироваться к инокультурному окружению, живя в нем, вы прежде всего должны позаботиться о том, чтобы сохранить окружение свое собственное. Воссоздать быт, который у вас не просто так сформировался, а поскольку именно в нем вы чувствуете себя безопасно, не раздражаетесь и можете спокойно жить и работать. Иначе личность ваша распадется раньше, и не о какой адаптации – то есть знакомстве с чужой культурой - и речи быть не может.

Базовым элементом адаптации – и зря этому на факультете психологии не учат – должно быть умение отследить необходимые элементы культуры свой собственной и способность обеспечить себе их или их аналоги на месте вашего нынешнего жительства. Элементы, необходимые для жизни вообще и для жизни вашей в частности.

Психологи, конечно, опять возразят. А как же личностный рост? Выход из привычных вам рамок поведения? Выйти, конечно, можно. Только стоит ли. Можно выйти и не вернуться обратно только потому, что слепо скопировали поведение местных или же также слепо забыли, что находитесь не дома, а в гостях, действовали, как привыкли, а в результате заработали стресс или пищевое отравление.

Отправляясь жить в другую страну, попробуйте составить список компонентов, составляющих именно вашу культуру. Культуру в смысле человеческих достижений, обеспечивающих не только выживание и комфорт, но и возможность творить и развиваться. Для начала хотя бы список элементарных вещей и действий, о которых вам придется позаботиться в первую очередь. Например, чистая вода, еда, подходящая для нашего желудка, комната с температурой, пригодной для ночного сна, квартира или гостиница, стандарты чистоты в которых достаточно высокие, чтобы не нанести урон вашему здоровью. Прибыв на место и познакомившись с местными условиями, вы поймете, где искать необходимое по списку, а чего избегать, не надеясь, что просьбы и увещевания что-то изменят.

Далее список можно продолжить. Если вы привыкли часто общаться с друзьями, продумайте, как будете поддерживать с ними связь. Если не можете жить без музыки, не оставляйте дома плеер. Если привыкли к определенной еде, научитесь ее готовить и возьмите с собой походную горелку. Если вы не можете жить без острых ощущений, а едете на остров строгих правил поведения, подумайте, чем будете щекотать себе нервы, причем так, чтобы не привлекать излишнего внимания.

Не надо думать, что на новом месте ваша жизнь резко изменится. Она изменится в том плане, что постепенно – постепенно – появятся новые друзья, новые занятия, новая музыка, вы выучите язык и освоите местную кухню. Но сначала обеспечьте себе жизнь привычную, чтобы было куда вернуться после ежедневного познания жизни вокруг.

Date: 2010-02-28 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] ibo0204.livejournal.com
Какие ценные наблюдения! Думал о переселении на Мадейру. Но френды такого нарассказали, крепко задумался. И тут эти строчки. Задумался ещё больше.
Назад не тянет?

Date: 2010-02-28 01:03 pm (UTC)
From: [identity profile] dalaam.livejournal.com
Хотелось бы узнать подробнее, что Вам рассказали про Мадейру (судя по всему негативного...)?

Date: 2010-02-28 04:50 pm (UTC)
From: [identity profile] ibo0204.livejournal.com
Почитайте комменты в конце http://ostseer.livejournal.com/2819526.html

Date: 2010-03-01 03:28 am (UTC)
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Я уже так долго живу, перемещаясь, что такого понятия как "назад" (в смысле назад домой), наверное, уже нет. В Москве есть то, чего не хватает здесь, и то, с чем жить рядом не хочется. Поэтому надо искать для себя оптимальный вариант. Френдов слушать не надо. Надо самому проверять.

Date: 2010-02-28 10:46 am (UTC)
From: [identity profile] phirippu.livejournal.com
Согласен полностью, нужно сохранять своё и не пытаться быть "как местные" во всём. Это даже необязательно узнавать, уезжая за тридевять земель. И у нас вполне можно оказаться в непривычных условиях. А уж в экзотических странах и подавно.

Я ни разу не спрашивал прямо, но всё время думал, ведь наверное сложно жить в условиях той безумной антисанитарии с европейской точки зрения, которая царит во многих странах Азии. То есть, может быть чистый отель, но ведь выезжая куда-то всё равно сталкиваешься.

Date: 2010-03-01 03:30 am (UTC)
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Не все так страшно, поскольку ты не живешь вместе с местными и не принимаешь пищу в иных условиях (и не надо пробовать). Что фигово - антисанитария подкрадывается незаметно, откуда ее не ждешь, и называться она может по-другому. Например, болячки от "теплой влажности", грибы всякие и т.п.

Date: 2010-02-28 01:11 pm (UTC)
From: [identity profile] dalaam.livejournal.com
Походная горелка не помешала бы :) Борща сварить например!

Date: 2010-02-28 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] evu67.livejournal.com
Здорово! Отличный текст.
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
Ибо наука просто обязана иметь предмет. А какой может быть предмет у психологии - особенно в наши дни?
Так что в лучшем случае (у тех, кому дано) - психология это искусство...
А так - согласен... :-)
P.S. А вот это ты бы не хотела выложить у меня - но с живыми примерами по Индонезии?
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Психология изучает особенности человеческой психики через ее проявления. Наша школа прежде всего изучает деятельность. Так называемый деятельностный подход. Но это лирика, ты прав :). Какие примеры нужны?
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
Потому что никто не знает, что такое - "человеческая психика"... :-)
---
А примеры - любые из ИНДОНЕЗИЙСКОЙ жизни...
У меня же блог про Индонезию :-) А то и так бы взял :-)
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
А взять меня на полставочки внештатным корреспондентом? Я бы выдавала и про адаптацию, и про культивацию, и про махинацию. И даже за смешные деньги или без оных :)
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
А я и сам теперь на полставочки :-( Ма-а-а-алькой такой ставочки...
From: [identity profile] kassablanka.livejournal.com
Эх за маленькие полставочки многие не отказались бы выдавать:)
А так жаль: своего времени, в то же время замечаешь что если не писать, то столько всего интересного через пару лет ты уже и не свспомнишь!
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Миш, начала активно над книгой работать для начинающих путешественников. По-моему я уже у тебя спрашивала, хочешь ли быть одним из интервьюируемых - как блоггер с упоминанием блога. А может и не спрашивала - тогда спрашиваю :)

А шо нам. красивым бабам! ;-)

Date: 2010-06-24 04:56 am (UTC)
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
Ну, говорить, что я ХОЧУ, было бы нескромно :-) но я готов :-)
Прецедент см. http://agent-marge.livejournal.com/183513.html
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Видела я то интервью. Мне же нужен рассказ не про тебя (ты уж извини :), а раскрытие одной из тем. В частности, как собирать информацию по стране. Если не интересно или лень или не нужно, тогда не надо :). Мне идейность важна в этом деле :))

А шо нам. красивым бабам! ;-)

Date: 2010-06-25 07:42 am (UTC)
From: [identity profile] m-tsyganov.livejournal.com
Тоже не вопрос. Но без знания языка это бессмысленно. Так что интервью по этой теме будет неизбежно коротким - в духе "Учите матчасть!" :-)
(deleted comment)

Re: Rock_N_ROll

Date: 2010-09-10 11:40 am (UTC)
From: [identity profile] tasmania-gal.livejournal.com
Ты будешь смеяться, но я именно про это и пишу в книге. И не про это тоже. И что это Вы, мистер, у меня по жж бродите без сменной обуви, а? :)

Profile

tasmania_gal: (Default)
tasmania_gal

April 2012

S M T W T F S
1234567
8910111213 14
15161718192021
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 04:43 pm
Powered by Dreamwidth Studios